Форма подготовлена с использованием правовых актов по состоянию

____________________________________________________
(наименование организации)
--------T------------T-------------¬
¦ Дата ¦Обозначение ¦ Отметка об ¦
¦выдачи ¦ (номер) ¦ознакомлении ¦
¦ ¦ инструкции ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
L-------+------------+--------------
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Наименование должности Наименование должности
руководителя профсоюзного либо работодателя
иного уполномоченного _________ ___________________
сотрудниками органа (подпись) (инициалы, фамилия)
_________ ____________________
(подпись) (инициалы, фамилия) Дата утверждения
Дата согласования
или
СОГЛАСОВАНО
Реквизиты документа,
выражающего мнение профсоюзного
или иного уполномоченного
сотрудниками органа
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда для водителей электропогрузчиков
Примечание. На оборотной стороне инструкции рекомендуется наличие виз: разработчика инструкции, руководителя (специалиста) службы охраны труда, энергетика, технолога и других заинтересованных сотрудников.
I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. Настоящая инструкция по охране труда водителя электропогрузчика разработана с учетом условий его работы в конкретной организации - ________________.
1.2. К управлению электропогрузчиком не допускаются лица моложе 18 лет.
При приеме на работу водитель электропогрузчика должен пройти предварительный медицинский осмотр, вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж на рабочем месте, обучение, стажировку на электропогрузчике под наблюдением опытного водителя электропогрузчика и проверку знаний.
В процессе работы водитель электропогрузчика должен проходить повторные, не реже одного раза в три месяца, и внеплановые инструктажи, а также периодические медицинские осмотры.
1.3. Водитель электропогрузчика должен иметь группу по электробезопасности не ниже II.
1.4. Водитель электропогрузчика допускается к работе при наличии у него удостоверения (сертификата), дающего право на управление электропогрузчиком, и допуска на проведение работы, а также после прохождения им целевого инструктажа.
1.5. Водитель электропогрузчика обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка предприятия, установленные режимы труда и отдыха, а также правила личной гигиены.
Принимать пищу следует только в столовых, буфетах или специально отведенных для этого помещениях с соответствующим оборудованием. Перед приемом пищи водитель электропогрузчика должен вымыть руки водой с мылом.
1.6. В процессе работы на водителя электропогрузчика могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:
- движущиеся машины и механизмы;
- неогражденные вращающиеся элементы оборудования;
- перемещаемые, перевозимые и складируемые грузы;
- повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;
- повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
- повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
- повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
- недостаточная освещенность рабочей зоны;
- острые кромки, заусенцы на поверхностях оборудования, инструмента;
- химический фактор;
- нервно-психологические перегрузки.
1.7. Водитель электропогрузчика должен быть обеспечен следующими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ), выдаваемыми в соответствии с установленными нормами:
- плащом из плащ-палатки или плащом из брезента по ГОСТ 12.4.134-83;
- костюмом хлопчатобумажным по ГОСТ 27575-87 или костюмом "Механизатор-Л" по ТУ 8572-056-05109248-93;
- сапогами юфтевыми на маслобензостойкой подошве по ГОСТ 12.4.137-84;
- рукавицами комбинированными по ГОСТ 12.4.010-75.
При наружных работах зимой водитель электропогрузчика дополнительно обеспечивается:
- теплозащитным костюмом по ГОСТ 29335-92 или теплозащитным костюмом "Механизатор" по ТУ 8572-010-05109248-97;
- валенками по ОСТ 17-672-77, которые могут быть заменены на сапоги юфтевые утепленные на нефтеморозостойкой резиновой подошве по ТУ 8811-023 0543555-96;
- галошами для валенок по ТУ 38106227-82.
В случае необходимости при выполнении определенных видов работ водителю электропогрузчика выдаются следующие СИЗ:
- очки защитные;
- каска защитная;
- респиратор.
1.8. Водитель электропогрузчика обязан соблюдать следующие требования пожарной безопасности:
- не курить и не пользоваться открытым огнем на рабочем месте;
- не производить работы, связанные с применением открытого огня, факелов вблизи электропогрузчика;
- курить только в специально отведенных и приспособленных для этого местах, обеспеченных средствами пожаротушения и оснащенных урнами или ящиками с песком, и где имеется надпись "Место для курения";
- знать и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения.
1.9. Водитель электропогрузчика обязан соблюдать следующие меры безопасности при нахождении на железнодорожных путях (далее - пути):
- к месту работы и от него проходить только специально установленными маршрутами, обозначенными указателями "Служебный проход";
- при переходе путей на территории железнодорожных станций необходимо пользоваться тоннелями, пешеходными мостами и настилами;
- переходить путь только под прямым углом, предварительно убедившись, что в этом месте нет движущихся на опасном расстоянии локомотива или вагонов;
- проходить вдоль путей только по обочине или посередине междупутья, обращая внимание на движущиеся по смежным путям локомотив и вагоны;
- переходить путь, занятый железнодорожным подвижным составом, (далее - подвижным составом), пользуясь переходными площадками вагонов, предварительно убедившись в исправности поручней, подножек и пола площадки;
- при сходе с вагона держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, предварительно осмотрев место схода и убедившись в исправности поручней и подножек, а также в отсутствии движущихся по смежному пути локомотива и вагонов;
- обходить локомотив, стоящий на пути, или группу вагонов на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;
- проходить между расцепленными вагонами, если расстояние между автосцепками этих вагонов не менее 10 м;
- обращать внимание на показания ограждающих светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки.
1.10. Водителю электропогрузчика запрещается:
- переходить или перебегать пути перед движущимся составом, локомотивом, мотовозами, дрезинами и другими транспортными средствами;
- подлезать под подвижной состав и перелезать через автосцепку при переходе через путь;
- подниматься на локомотив и вагоны, находящиеся под контактным проводом;
- садиться на подножки локомотива и вагонов и сходить с них во время движения;
- находиться в междупутье между поездами при безостановочном их следовании по смежным путям;
- переходить стрелки, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков и крестовин, ставить ноги между рамным рельсом и остряком или в желоба на стрелочном переводе, наступать и садиться на рельсы и концы железобетонных шпал;
- находиться на территории железнодорожной станции и в депо в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", а также около этих мест при прохождении железнодорожного подвижного состава.
1.11. Выходя на путь из помещения или здания, ухудшающего видимость пути, необходимо предварительно убедиться в отсутствии движущегося железнодорожного подвижного состава.
1.12. При приближении железнодорожного подвижного состава необходимо отойти на обочину пути на безопасное расстояние или широкое междупутье и стоя дождаться проезда (остановки) железнодорожного подвижного состава. После этого продолжить проход.
1.13. Переезд путей электропогрузчиками осуществляется в специально отведенных местах (переезд, настил). Перед переездом пути водитель электропогрузчика должен убедиться в отсутствии движения железнодорожного подвижного состава по пути. Не следует оставлять электропогрузчик на пути или в проездах для автомобильного транспорта.
1.14. Водитель электропогрузчика во время работы обязан иметь при себе:
- удостоверение (сертификат), дающее право на управление электропогрузчиком;
- талон предупреждения по охране труда.
У водителя электропогрузчика, нарушившего во время работы требования безопасности, руководителем работ делаются просечки в талоне предупреждения.
1.15. Водитель электропогрузчика должен следить за периодичностью проведения технического обслуживания электропогрузчика, в случае несвоевременного проведения технического обслуживания сообщить об этом ответственному лицу (мастеру, бригадиру или старшему в смене).
1.16. Водитель электропогрузчика обязан выполнять только ту работу, которая поручена ему руководителем работ и входит в его должностные обязанности, быть внимательным и аккуратным во время выполнения работы.
1.17. Водителю электропогрузчика запрещается:
- находиться на работе в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения или с его остаточными явлениями;
- работать без СИЗ;
- передавать управление электропогрузчиком другим лицам без разрешения руководителя работ, использовать электропогрузчик в личных целях;
- поднимать, опускать и перевозить людей на грузоподъемном механизме (вилочном захвате, челюстном захвате, ноже, ковше) электропогрузчика;
- садиться в электропогрузчик и сходить с него во время движения;
- отдыхать и спать в кабине электропогрузчика при работающем двигателе;
- работать на электропогрузчике с шинами, имеющими пониженное давление, сквозные пробоины и повреждение корда;
- покидать кабину управления электропогрузчика при поднятом грузе и работающем двигателе. Если необходимо отлучиться от электропогрузчика, то необходимо опустить его грузоподъемный механизм (вилочный захват, челюстной захват, нож, ковш), вынуть ключ из электрического замка, поставить электропогрузчика на стояночный тормоз, закрыть двери кабины на ключ;
- устранять неисправности при включенном двигателе, поднятом грузоподъемном механизме электропогрузчика, если отсутствуют упорные устройства под оборудованием электропогрузчика;
- касаться движущихся частей и механизмов, а также электропроводов и токоведущих частей электроприборов при работающем двигателе;
- находиться и работать под поднятым и перемещаемым грузом, а также под грузоподъемным механизмом электропогрузчика;
- производить запуск двигателя внутреннего сгорания буксировкой или толканием (при выходе из действия стартера).
При необходимости пуска двигателя внутреннего сгорания вручную пусковую рукоятку необходимо обхватывать всеми пальцами руки с одной стороны (без зажима рукоятки большим пальцем). Пусковую рукоятку следует поворачивать снизу вверх.
1.18. Подзарядку аккумуляторной батареи электропогрузчика осуществляют аккумуляторщики в подзарядных помещениях со специальными постами.
Водителю электропогрузчика запрещается производить подзарядку аккумуляторной батареи и электропогрузчика.
1.19. В кабине электропогрузчика не должно быть посторонних лиц во время его работы или стоянки, а также посторонних предметов. Инструмент и необходимые детали должны находиться в специально отведенных местах.
1.20. При недостаточном искусственном освещении проездов, зоны складирования и приемки грузов или рабочей зоны водитель электропогрузчика должен прекратить работу и сообщить об этом руководителю работ.
1.21. При работе на открытом воздухе в зимнее время для предотвращения охлаждения и обморожения водителя электропогрузчика должны быть предусмотрены перерывы в работе для обогрева в зависимости от температуры наружного воздуха и скорости движения ветра.
1.22. В случае возникновения в процессе работы каких-либо вопросов, связанных с ее безопасным выполнением, водитель электропогрузчика обязан немедленно сообщить об этом руководителю работ.
1.23. В случае получения травмы или заболевания водитель электропогрузчика должен прекратить работу, поставить в известность руководителя работ и обратиться за помощью в медпункт.
1.24. При травмировании других работников, а также при обнаружении нарушений настоящей Типовой инструкции или неисправности электропогрузчика, СИЗ и средств пожаротушения водитель электропогрузчика должен без промедления сообщить об этом руководителю работ, а в его отсутствие - вышестоящему руководителю, оказать первую медицинскую помощь работнику, получившему травму.
1.25. Знание и выполнение требований безопасности являются служебной обязанностью водителя электропогрузчика, а их нарушение влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
II. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Перед началом работы водитель электропогрузчика должен:
- проходить ежедневные (перед началом смены) медицинские осмотры (с целью определения состояния здоровья и отсутствия в организме водителя электропогрузчика алкоголя и других наркотических веществ);
- осмотреть дороги, проезды грузового двора (станции), по которым предстоит перевозить груз, на предмет отсутствия препятствий для движения (ямы, кочки, посторонние предметы);
- проверить исправность СИЗ и надеть их.
Спецодежда должна быть застегнута на пуговицы, свободные концы одежды заправлены так, чтобы они не свисали и не сковывали движения.
2.2. Перед началом работы водитель электропогрузчика должен провести осмотр электропогрузчика и проверить:
- крепление рычагов управления;
- состояние и натяжение ремня привода вентилятора;
- исправность контрольных измерительных приборов и диагностической системы (электронная система управления);
- наличие и исправность плавких предохранителей;
- исправность грузоподъемного механизма в движении без груза (отсутствие повреждений цепей, правильность их крепления к раме и каретке грузоподъемника, осмотреть сварные швы верхних кронштейнов, цепи, надежность крепления пальцев, шарниров рычагов, а также действие всех механизмов электропогрузчика);
- уровень электролита в аккумуляторной батарее;
- исправность аккумуляторов и не допускать их разрядки ниже допустимой нормы;
- исправность стеклоочистителя;
- действие ножного и стояночного тормоза (в случае необходимости произвести их регулировку);
- величину люфта и исправность работы усилителя рулевого управления, соединения рулевых рычагов и тяг, а также шаровых пальцев усилителя;
- исправность действия освещения: стоп-сигнала и фонарей поворотов, переключателей света фар, заднего фонаря, а также звукового сигнала;
- крепление колес, состояние шин и давление в них.
После осмотра электропогрузчика водитель электропогрузчика в случае выявления неисправности должен произвести соответствующую запись в журнале учета результатов осмотра технического обслуживания и ремонта погрузочно-разгрузочных машин.
2.3. Перед началом работы водитель электропогрузчика должен произвести заправку электропогрузчика топливом и при необходимости маслом, охлаждающей и тормозной жидкостями, проверить отсутствие утечки воды, масла и топлива из бака, насоса и кранов, проверить наличие и уровень тормозной жидкости в главном цилиндре, а также целостность гибких шлангов.
Заправку электропогрузчика топливом водитель электропогрузчика должен производить при выключенном двигателе, засасывать топливо ртом через шланг запрещается.
2.4. При накачивании шин следует проверить правильность установки шины на ободе колеса, при этом следует осуществлять двойную проверку правильности установки стопорного кольца. В случае неправильного расположения шины или стопорного кольца или же в случае обнаружения какой-либо другой неисправности необходимо прекратить накачку и устранить неисправность.
Накачка шин электропогрузчика для переработки крупнотоннажных контейнеров производится из защищенного места, и во время накачки категорически запрещается нахождение людей в непосредственной близости от колеса.
2.5. Водитель электропогрузчика не имеет права приступать к работе:
- при наличии треска, скрежета в гидросистеме, двигателе и механизмах;
- без огнетушителя (порошкового), аптечки первой медицинской помощи, знака аварийной остановки;
- с поврежденным сиденьем и спинкой сиденья (наличие рваных мест, выступающих пружин, провалов и острых углов);
- с отсутствующим или поврежденным (с порезами, трещинами) диэлектрическим ковриком на полу кабины.
III. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. Передвижение электропогрузчика по территории грузового двора железнодорожной станции должно производиться согласно установленной схеме маршрута, а в темное время суток должны быть включены габаритные огни на электропогрузчике. При движении по рампе склада водитель электропогрузчика должен не допускать, чтобы электропогрузчик заезжал за ограничительную линию.
3.2. В зависимости от состояния дорожного покрытия и характера выполняемой работы скорость движения электропогрузчика по территории железнодорожной станции и в складе должна быть не более 5 км/час. В местах пересечения пешеходных дорожек, у выходов и входов в производственные помещения, при выезде из-за углов зданий, при движении мимо ворот, дверей, штабелей, при переезде через пути и по рампе склада - не более 3 км/час.
3.3. Водитель электропогрузчика обязан всегда смотреть в направлении движения электропогрузчика и соблюдать осторожность в местах возможного появления людей, транспортных средств и вблизи подъездных путей. Если груз ограничивает видимость, то водитель электропогрузчика должен осуществлять движение задним ходом.
3.4. Перед началом движения, подъемом и опусканием груза, а также во всех случаях, когда возникает опасность травмирования или наезда на работников, водитель электропогрузчика обязан подавать предупредительный звуковой сигнал.
3.5. При встрече с работниками по пути движения водитель электропогрузчика должен предупреждать их сигналом, находясь на расстоянии не менее 5 м; если работники не сходят с дороги - остановить электропогрузчик.
3.6. Во избежание столкновения при внезапной остановке впереди идущего автомобиля водитель электропогрузчика при движении должен соблюдать дистанцию. Расстояние до впереди идущего автомобиля должно быть на горизонтальных площадках не менее 10 м, на уклонах - не менее 20 м.
3.7. При движении электропогрузчика по территории железнодорожных станций необходимо держаться правой стороны. Расстояние между электропогрузчиком и встречным автомобилем должно быть не менее 2 м.
3.8. Передвижение электропогрузчика под проводами линий электропередач (далее - ЛЭП) допускается только в транспортном положении (не менее 2 м от крайней ближайшей точки металлоконструкции электропогрузчика).
3.9. Работать на электропогрузчике непосредственно под проводами ЛЭП на расстоянии менее 30 м без наличия наряда-допуска не разрешается.
3.10. Водителю электропогрузчика запрещается работать на электрифицированных участках под контактным проводом без снятия напряжения.
3.11. При движении электропогрузчика без груза грузоподъемный механизм должен быть установлен в транспортное положение (поднят на 0,2 - 0,3 м от земли), а рама электропогрузчика полностью отклонена назад.
3.12. Для обеспечения устойчивости электропогрузчика при движении перемещаемый груз или контейнер необходимо поднять на высоту 500 мм от опорной поверхности, после чего переместить его вплотную к раме электропогрузчика, а раму отклонить назад.
3.13. В случае потери электропогрузчиком устойчивого положения (когда задние колеса начнут отрываться от грунта) водитель электропогрузчика должен немедленно опустить груз.
3.14. Водителю электропогрузчика при движении через ворота, двери склада, между штабелями грузов следует соблюдать особую осторожность.
3.15. Перемещение грузов, затрудняющих обзор дороги, должно производиться с участием лица, сопровождающего электропогрузчик, подающего необходимые сигналы водителю электропогрузчика и предупреждающего других работников об опасности.
3.16. Водителю электропогрузчика перед погрузкой и выгрузкой груза необходимо тщательно проверить тару. При обнаружении неисправности тары следует прекратить работу и сообщить об этом руководителю работ.
Не допускается перевозить ящики вверх дном, на боковых или торцовых стенках.
3.17. Не допускается поднимать и транспортировать груз с неуказанной массой, массой, превышающей грузоподъемность электропогрузчика, а также применять дополнительные противовесы.
3.18. Груз, примерзший к земле или засыпанный снегом, необходимо предварительно освободить от снега, а затем поднимать.
3.19. Перед подъемом и опусканием груза необходимо предварительно осмотреть место, откуда будет подниматься груз и куда его будут помещать, а также следить за тем, чтобы под грузом не находились люди.
3.20. При формировании штабелей водитель электропогрузчика должен оставлять проходы для рабочих шириной не менее 1 м и проезды для электропогрузчика шириной не менее 3 м.
3.21. При складировании грузов около пути водитель электропогрузчика должен соблюдать габарит приближения строений. Груз, расположенный на высоте до 1,2 м, следует укладывать на расстоянии не менее 2 м от наружной грани головки крайнего рельса, при большей высоте - на расстоянии не менее 2,5 м.
3.22. Водителю электропогрузчика запрещается:
- опускать груз на газо- и паропроводы открытого исполнения, электрические кабели, временные перекрытия;
- производить погрузку и выгрузку груза из автомобиля, пока в кабине или в кузове автомобиля находятся люди;
- прикасаться к неизолированным, поврежденным проводам и электрораспределительным устройствам, наезжать на электрические провода, лежащие на земле;
- открывать и закрывать двери вагона при помощи грузоподъемных механизмов электропогрузчика;
- работать на машине со снятым щитком, закрывающим панель с электроаппаратурой, снятой крышкой аккумуляторного ящика;
- допускать, чтобы кран укладывал груз непосредственно на захватное устройство электропогрузчика;
- производить подъем и перемещение груза при помощи только одной вилки вилочного захвата электропогрузчика.
3.23. Если по какой-либо причине каретка подвижного механизма перестает двигаться (не опускается и не поднимается) по склизам вилочного захвата, водитель электропогрузчика должен прекратить работу и сообщить об этом руководителю работ. Водителю электропогрузчика устранять эти неисправности самому запрещается.
3.24. Перед подъемом и опусканием груза водитель электропогрузчика должен выполнять следующие требования:
- установить вилы электропогрузчика перпендикулярно относительно вертикальной рамы и параллельно горизонтальной плоскости;
- подхватывать и оставлять груз следует осторожно, только при обеспеченном просвете под грузом, позволяющем свободный вход и выход вилочного захвата;
- производить захват груза грузоподъемным механизмом медленно при наклоне рамы "от себя", поднимать груз при наклоне рамы "на себя", плавно перемещая рычаг управления;
- убедиться, что груз установлен вплотную к раме, равномерно распределен на вилах, не выходит за пределы вил электропогрузчика свыше 1/3 их длины, и при необходимости закрепить груз на вилах увязочной проволокой;
- убедиться, что верхняя часть груза не выступает над кареткой более чем на 1/3 его высоты. Верхняя кромка крупногабаритных грузов может выступать выше каретки более чем на 1/3 своей высоты, но в таком случае допускается перевозить за один раз не более одного места;
- убедиться, что груз на поддоне сформирован в устойчивый и плотный пакет, размеры которого не выходят за пределы поддона более чем на 20 мм с каждой стороны.
3.25. К месту погрузки (выгрузки) груза водитель электропогрузчика должен подъезжать на первой передаче, пока вилы электропогрузчика не подойдут под груз (поддон), подлежащий подъему.
Водитель электропогрузчика не должен тормозить резко при гололеде и на мокрой, скользкой дороге, а также допускать крутые повороты с грузом.
3.26. На стоянке или при погрузке (выгрузке) груза водитель электропогрузчика должен поставить электропогрузчик на стояночный тормоз.
3.27. При транспортировке груза водитель электропогрузчика должен выполнять следующие требования:
- поднять груз от опорной поверхности на высоту 0,2 - 0,3 м;
- во избежание соскальзывания груза с вил электропогрузчика его раму установить параллельно опорной поверхности или отклонить назад;
- начинать движение на первой скорости;
- повороты электропогрузчика производить плавно;
- не допускать поперечных наклонов электропогрузчика;
- перемещать нагруженный электропогрузчик при спуске под уклон свыше 30 градусов только задним ходом (грузом назад) и с малой скоростью;
- перемещать нагруженный электропогрузчик грузом вперед только на площадках с уклоном не более 7 градусов.
3.28. Если на пути перемещения электропогрузчика имеются выступы, пороги и ямки, их необходимо перекрывать настилами (мостиками).
3.29. Для въезда электропогрузчика в вагон между рампой склада и открытым дверным проемом вагона необходимо устанавливать специальный трап (рифленое железо). Трап должен быть проверен на грузоподъемность и иметь боковую окантовку.
3.30. При укладке в вагонах груза во второй и третий ярус подъем груза или каретки грузоподъемника до упора в элементы крыши вагона не допускается.
Минимальный зазор от элементов крыши вагона должен составлять не менее 0,1 м.
3.31. При работе внутри вагона водитель электропогрузчика должен следить, чтобы в рабочей зоне электропогрузчика (вагоне, междверном пространстве, зоне разворота) не находились люди.
3.32. При работе на электропогрузчике во избежание коротких замыканий водителю электропогрузчика нельзя класть провода аккумулятора на корпус электропогрузчика. Водитель электропогрузчика не должен прикасаться руками или через токопроводяшие предметы к токоведущим частям (клеммам аккумуляторной батареи). В случае отказа в работе приборов электрооборудования (короткое замыкание) водитель электропогрузчика обязан выключить аккумуляторную батарею.
IV. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. В случае поломки или неисправности электропогрузчика (его тормоза, рулевого управления или звукового сигнала), угрожающих безопасности водителя электропогрузчика или безопасности окружающих людей, водитель электропогрузчика должен немедленно прекратить работу и сообщить о случившемся руководителю работ.
4.2. При возникновении аварийной ситуации водитель электропогрузчика обязан прекратить работу и немедленно сообщить о случившемся руководителю работ и далее выполнять его указания.
4.3. При ликвидации аварийной ситуации водитель электропогрузчика должен действовать в соответствии с планом ликвидации аварий.
4.4. При работе на электропогрузчике могут возникнуть следующие основные аварийные ситуации:
- загорание электропогрузчика, которое может привести к пожару или взрыву;
- поражение электрическим током водителя электропогрузчика.
4.5. При возникновении пожара на электропогрузчике водитель погрузчика электропогрузчика должен немедленно его остановить, заглушить двигатель, перекрыть бензобак на машине с двигателем внутреннего сгорания, отсоединить аккумулятор и немедленно приступить к тушению пожара имеющимися на электропогрузчике средствами пожаротушения: огнетушителем, кошмой, песком или землей. Затем вызвать пожарную охрану и сообщить о случившемся руководителю работ.
4.6. При возникновении пожара вблизи контактной сети водитель электропогрузчика должен немедленно сообщить о случившемся руководителю работ, поездному диспетчеру, энергодиспетчеру или работникам контактной сети и в пожарную охрану.
4.7. Тушить горящие предметы, находящиеся на расстоянии менее 2 м от контактной сети, разрешается только углекислотными и порошковыми огнетушителями. При пользовании углекислотным огнетушителем не следует браться за раструб огнетушителя и подносить раструб огнетушителя ближе 1 м к контактной сети и пламени. Тушить горящие предметы водой, химическими, пенными и воздушно-пенными огнетушителями можно только после указания руководителя работ или другого ответственного лица о том, что напряжение с контактной сети снято и она заземлена.
4.8. Тушение горящих предметов, расположенных на расстоянии более 7 м от контактной сети, находящейся под напряжением, может быть допущено без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пены не касалась контактной сети, находящейся под напряжением.
4.9. Тушение пожара внутренними пожарными кранами должны производить два человека: один раскатывает рукав от крана к месту пожара, второй по команде работника, раскатывающего рукав, открывает кран.
4.10. При тушении пламени песком совок, лопату и иные подобные инструменты не следует поднимать на уровень глаз во избежание попадания в них песка.
4.11. При пользовании кошмой при тушении пламени его необходимо накрыть кошмой так, чтобы огонь из-под нее не попал на туловище человека.
4.12. При пользовании пенными (углекислотными, порошковыми) огнетушителями струю пены (углекислоты, порошка) не следует направлять в сторону людей; при попадании пены на незащищенные участки тела необходимо стереть ее платком или другим материалом и смыть водным раствором соды.
4.13. При случайном соприкосновении грузоподъемного механизма электропогрузчика с проводами ЛЭП, находящейся под напряжением, или возникновении между электропогрузчиком и проводом электрического разряда водителю электропогрузчика запрещается до снятия напряжения с ЛЭП прикасаться, стоя на земле, к электропогрузчику, сходить с электропогрузчика на землю или подниматься на электропогрузчик.
Если в результате соприкосновения электропогрузчика с проводами ЛЭП и при возникновении электрического разряда между электропогрузчиком и проводом контактной сети произойдет загорание электропогрузчика, водитель электропогрузчика должен, не держась руками за части электропогрузчика, спрыгнуть на землю на обе ноги с плотно сомкнутыми коленями и не касаться руками земли. Удаляться от электропогрузчика до снятия напряжения с линии можно только прыжками на одной ноге либо мелкими шагами, не превышающими длину стопы.