Преимущества и недостатки погрузчиков
Погрузчик с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) Электрический погрузчик
дизельный газовый
Преимущества Удобен при работе на улице и кратковременном пребывании в помещении. Не требует перерывов для смены АКБ при многосменном режиме работы, а также зарядной станции и специального помещения для зарядки. Начальная стоимость несколько меньше цены электрических погрузчиков. Более практичен при длинном плече транспортировки грузов Мощность выше, чем у электропогрузчика, хотя и уступает погрузчикам работающим на дизельном топливе или бензине. Не требует специальных условий для зарядки (как в случае с электропогрузчиком), эксплуатируется как обычная автомашина. Отличается более низкими эксплуатационными расходами (газ дешевле бензина и дизельного топлива, реже требуется ТО). Экологичность выше, чем у дизельных моделей. Значительно больший ресурс по сравнению с погрузчиком, срок службы которого ограничен моторесурсом ДВС. Увеличенный межсервисный интервал, меньше эксплуатационные расходы, что со временем компенсирует начальную разницу в цене. Экологически чистый тип техники для окружающей среды, персонала и оборудования. Практически не шумит при работе. Отсутствует такой дорогостоящий агрегат, как ДВС.
Недостатки Плохая экологичность: при использовании машин в помещении, несмотря на каталитические нейтрализаторы и фильтры для улавливания сажи (применение которых уравнивает машины по цене с электрическими погрузчиками), происходит загрязнение воздуха, что вредно сказывается на здоровье персонала. Более высокий уровень шума по сравнению с электрическими погрузчиками. Нуждаются в более частом текущем ТО, чем электропогрузчики (соответственно больше эксплуатационные расходы); требуется замена моторного масла, маслянного и воздушного фильтров. Из-за низкого качества дизельного топлива в России моторесурс любого дизельного двигателя снижается, хотя производители такой техники применяют адаптированные к местным условиям двойные топливные фильтры с водоотделителями для снижения вредного воздействия этого фактора. Отсутствие широкой сети газонаполнительных станций сдерживаетраспространение газобензиновых погрузчиков. Экологичность при использовании их в помещении ниже, чем электропогрузчиков. Более высокий уровень шума по сравнению с электрическими машинами. Интервалы между текущими ТО меньше, что увеличивает эксплуатационные расходы. Более высокая цена по сравнению с дизельными погрузчиками. Требует перерыва в работе для замены АКБ при многосменном рабочем режиме. Необходимы специальное помещение, зарядная станция, персонал.
Мировой рынок
Потребители многих стран давно оценили преимущества аккумуляторных погрузчиков. Так, по статистике 2002…2004 гг. в Европе их доля среди всех используемых вилочных погрузчиков составляет чуть меньше половины. По оценкам Амброджио Боллини (Ambrogio Bollini), президента Федерации европейских производителей подъемного оборудования (Federation of European Material Handling Manufacturers – FEM), в прошлом году во всем мире было продано в общей сложности около 350 тыс. вилочных погрузчиков с противовесом.
Статистические данные продаж в Европе свидетельствуют о том, что за последние 20 лет их доля увеличилась почти на 10% (с 37,5% в 1984 г. до 49,5% в 2001 г.; в последующие годы производство погрузчиков в связи с неблагоприятной экономической ситуацией несколько снизилось). Ситуация в мире в целом несколько иная: рынок погрузчиков с ДВС примерно вдвое больше рынка электроприводных машин. В Японии и США доля электропогрузчиков составляет пока только 30% всего рынка вилочных погрузчиков с противовесом (во всей Азии – примерно 26%), но и здесь наблюдается тенденция к постепенному увеличению потребления техники с электроприводом.
Импорт в Россию
О структуре импорта этой техники в нашу страну можно примерно судить по официальным данным таможенной статистики. К сожалению, в ней присутствуют недостатки, не позволяющие точно структурировать российский рынок. Например, в ней представлены сводные цифры по ввозу и новых, и подержанных погрузчиков.
Динамика развития мирового рынка вилочных погрузчиков с противовесом